Выполняем статическое зондирование грунтов в соответствии с ГОСТ 19912-2012 собственной установкой тяжелого класса УСЗ 15/36 производства АО «Геотест», используя цифровые зонды последнего поколения.
О методе
Метод статического зондирование, в западных странах именуемый Cone Penetration Test (CPT), это полевой метод исследования физико-механических свойств грунтов путем непрерывного погружения зонда в грунт специальной установкой, как правило на вездеходном шасси, с измерением показателей сопротивления грунта внедрению зонда.
Установки подразделятся на типы в зависимости от предельного усилия вдавливания и извлечения зонда – от легких до тяжелых. Чем выше нагрузка на грунты от проектируемого здания или сооружения, тем больше требуется глубина исследования и тем тяжелее должен быть установка.
Зонды в свою очередь делятся на механические (I тип) и электрические (II тип). Механические зонды в настоящее время морально устарели и практически не используются изыскательскими организациями, так как обладают большой погрешностью и требуют дополнительных трудозатрат на фиксирование показателей. Электрические зонды делятся на подтипы – аналоговые и цифровые. Аналоговые зонды проигрывают по многим критериям цифровым зондам, имеют преимущество только в цене изготовления. Таким образом электрические цифровые зонды — это наиболее современное оборудование для проведения статических испытаний. Кроме стандартных показателей сопротивления имеют дополнительные каналы измерения, такие как температура грунта, угол наклона зонда в грунте, поровое давление. Все измерения происходят в автоматическом режиме, во многом исключая человеческий фактор.
Методика испытания подробно изложена в ГОСТ 19912-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием». Вдавливание зонда происходит мощными гидравлическими цилиндрами с постоянной скоростью 1,2 м/мин. Статическая нагрузка передается на зонд через стальные штанги. В городских условиях требуется предварительное бурение лидерных скважин на глубину техногенных грунтов, во избежание повреждения зонда.